Последняя законченная пьеса Федерико Гарсиа Лорки
«Дом Бернарды Альбы» – последняя законченная пьеса Федерико Гарсиа Лорки. Поставленная на малой сцене, драма "из жизни женщин в испанских селениях" максимально приближена к зрителю, к реальному, нетеатральному миру. Вместе с героинями пьесы взаперти, в своеобразной ловушке оказываются и те, кто пришёл на спектакль. Еще до начала действия зритель может интуитивно почувствовать атмосферу гнетущего, чреватого трагедией покоя: запах ладана, шёпот и церковные песнопения... Смерть отца и мужа Антонио Мариа Бенавидеса – последнего мужчины в доме Бернарды, появление жениха Пепе Римлянина, за которого борются чуть ли не все женщины в пьесе, - ключевые события в пьесе, движущие действие к развязке. Объявлен глубокий траур, запрещено развлекаться и выходить за пределы дома. В заперти остаются Бернарда, пять её дочерей, сумасшедшая мать Бернарды и две служанки... Нереализованная страсть сталкивает и противопоставляет героев пьесы. Невозможность свободы обостряет чувства, извращая и подменяя их. Любовь смешивается с ненавистью, жизнь переплетается со смертью, власть слепляет и уничтожает, ложь становится основой существования. Особую роль играют окна и двери, соединяющие обитателей дома с окружающим миром. Дверь в «Доме Бернарды Альбы» – это символ свободы. Почти все персонажи пытаются покинуть дом. Ещё в самом начале спектакля дверь с грохотом обрушивается, отграничивая мир дома от реальности. Образ двери приобретает фантасмагорическое наполнение. Это практически непреодолимое препятствие. Конфликт жизни и смерти раскрывается через борьбу свободы и несвободы, страсти и запретов, стоящих на ее пути. Исполненные сильных страстей герои живут в мире, где невозможно осуществить самые главные, самые естественные стремления. Вот отчего эти стремления приобретают как бы противоестественный характер, вот откуда это тягостное напряжение, постоянно грозящее катастрофой. Жизнь для Лорки – наивысшая ценность, а страсть самое полное и яркое выражение жизни. Если жизненные силы угнетены и подавлены, они рвутся на волю, взрываясь и неистовствуя; скованная страсть набирает дикую энергию, это порыв, непреодолимое влечение и в то же время мучение, боль, приводящее к смерти.